Служение как Образ Жизни

Идеология Рамакришна Матха и Миссии, обрисованная в общих чертах в разделе ИДЕОЛОГИЯ, находит выражение в самой разнообразной деятельности. Эта деятельность охватывает различные сферы человеческих потребностей и социального благополучия, такие, как: образование, здравоохранение, развитие сельских областей, мелкое предпринимательство, улучшение положения женщин, взаимопонимание между различными религиями, нравственность, духовное руководство и помощь жертвам стихийных бедствий. Вся эта деятельность осуществляется как служение — служение Богу в человеке.
Служение в Рамакришна Матхе и Миссии не сводится к определенному виду деятельности, выполняемой в определенное время, служение – это образ жизни. Даже если монахи не выполняют какое-либо служение вовне, в обществе, они несут служение внутри самой общины монахов. И оно не ограничено ни временем, ни возрастом. Монахи всегда заняты каким-либо видом служения до тех пор, пока не становятся неспособны к нему по причине болезни или очень пожилого возраста. Даже в возрасте восьмидесяти девяти лет генеральный президент Рамакришна Матха несет служение в разных областях.
В Рамакришна Матхе и Миссии служение как образ жизни имеет ряд отличительных черт, некоторые из которых указаны ниже.

  1. Бескорыстие, самопожертвование, любовь: Принцип бескорыстия, или отсутствия эгоизма, занимает важное место в учении всех трех святых: Шри Рамакришны, Свами Вивекананда и Шри Сарады Деви, и представляет собой первый шаг на каждом из трех духовных путей — кармы, бхакти и гняны. Монахи Рамакришны относятся к своей Сангхе как к мистическому телу Шри Рамакришны и учатся растворять свои индивидуальные эго в коллективной воле Сангхи. А вся их работа и ее плоды предлагаются как поклонение Господу. Никто из них не приписывает себе заслуг за свой труд по отдельности – все заслуги принадлежат Сангхе. Они занимаются служением не ради собственной славы, а во имя «более великой славы» Господа. Монахи Рамакришны идут также по пути гняны и, благодаря практике самоанализа, учатся отождествлять себя с Пратьягатманом, или Внутренним Я, — то есть неизменяющимся внутренним свидетелем всех мыслей и действий. При помощи всех этих способов монахи учатся быть бескорыстными и неэгоистичными.
  2. Как уже было сказано, идеал служения в Движении Рамакришны основан на принципе Шива-гняне джива-сева, то есть служении человеку как потенциально божественному. Но нелегко служить всем, особенно бедным и больным, в духе поклонения. Этот идеал служения требует большого самопожертвования – жертвовать приходится своим временем, комфортом, тратить энергию и т.д. И именно то, что члены движения Рамакришны, без малейшего ожидания награды, признания или славы, идут на все эти жертвы, делает их идеал служения истинным.

    На служение и самопожертвование подвигает любовь. Любовь, которая течет через Рамакришна Матх и Миссию – это Божественная Любовь: чистая, вечная любовь Шри Рамакришны, Святой Матери и Свами Вивекананды ко всем людям. Эта Божественная Любовь – та сила, которая скрепляет воедино Сангху, соединяя братьев-монахов и преданных-мирян.

  3. Свобода, Равенство, Братство: Эти три великих идеала демократии, о которых люди мечтали и говорили на протяжении веков, спокойно и без лишнего шума, становятся социальной реальностью для тех, кто принадлежит к Рамакришна Матху и Миссии. Свами Вивекананда неоднократно повторял: «Свобода – первое условие для развития». Свобода от религиозного фанатизма, нетерпимости, ненависти и суеверия, свобода от религиозных, социальных и расовых предрассудков, одним словом, свобода мысли и вероисповедания – это главное, что характеризует Движение Рамакришны. Деятельность Рамакришна Матха и Миссии направлена на благо всех людей, независимо от каких бы то ни было кастовых, религиозных или расовых различий. Богач или бедняк, брамин или хариджан, индус, мусульманин, христианин — все они считаются детьми одних и тех же Божественных родителей. Эти организации придерживаются точки зрения Вивекананды, согласно которой социальное равенство должно осуществляться не путем «выравнивания вниз», а путем «выравнивания вверх», то есть цель состоит не в том, чтобы тащить вниз тех, кто уже наверху, а в том, чтобы поднимать тех, кто внизу.
  4. Совершенство, эффективность, работа в коллективе: Эти три качества, которые обычно ассоциируются с организацией бизнеса, — основные принципы любой деятельности Рамакришна Матха и Миссии. Поскольку любая работа совершается как поклонение, а Богу предлагается только самое лучшее, то члены Рамакришна Матха и Миссии стараются выполнять порученную работу самым наилучшим образом. Они внимательно следят за тем, чтобы избегать любого рода потерь и лишних трат. Все средства, за исключением минимума, необходимого для поддержания самих организаций и тех, кто проживает в монастыре, используется на благо общества. Кроме того, поскольку монахи связаны крепкими узами монашеского братства, для них легко и естественно работать сообща, что во многом способствовало успеху Миссии Рамакришны.
  5. Правдивость, честность, прозрачность: Миссия Рамакришны строго соблюдает все установленные законом и обусловленные конкретными обстоятельствами правила и условия в том, что касается получения и расходования денежных средств, которые поступают в основном в виде пожертвований и правительственных грантов. Счета организации регулярно проходят аудиторскую проверку и становятся достоянием гласности. Прозрачность в финансовых вопросах – отличительный признак Миссии Рамакришны.
  6. Социальная ответственность без политики: В демократической стране с ее принципом «государства благоденствия», любой вид социального служения с необходимостью предполагает взаимодействие с правительством. Однако, как духовная организация, имеющая целью духовное возрождение человечества, Миссия Рамакришны стоит над политикой и не участвует в политических организациях и движениях.
rkmСлужение как Образ Жизни