Святая Мать — Шри Сарада Деви

Свами Ванданананда
«Prabuddha Bharata», Март 1954

Шри Сарада Деви, известная среди приверженцев и последователей Шри Рамакришны как Святая Мать, родилась 22 декабря 1853. Она была прославленной супругой Шри Рамакришны Парамахамсы, святого из Дакшинесвара и великого пророка религиозной гармонии и духовного возрождения в современной Индии. Первый столетний юбилей со дня рождения Сарады Деви отмечался 27 декабря 1953. Этот специальный выпуск «Прабуддха Бхараты», подготовленный в ознаменование Столетия со Дня Рождения Святой Матери, является скромной, но искренней данью уважения священной памяти глубокочтимой личности Святой Матери. Она была воплощением благодетели, чистоты и простоты самого благородного свойства. Гораздо менее известная, чем Шри Рамакришна, она, являясь его супругой, сочетала в себе достойные подражания черты послушницы, матери и духовного наставника высочайшего класса. Вглядываясь в нее, начинаешь задумываться: не была ли она неотъемлемой частью той же Силы или Шакти, тем же аспектом Божества, сошедшего на землю семнадцатью годами раньше нее в лице Шри Рамакришны? Как бы то ни было, необыкновенная личность Святой Матери, — в ком и через кого Шри Рамакришна стремился дать Индии и всему миру сверкающий миллиардами граней идеал женственности в лучшем и благороднейшем его проявлении, — находится вне всякого сравнения и преподносит множество ценных уроков человечеству. Более глубокое изучение и понимание истории достойной жизни Святой Матери призвано помочь популяризации возвышенных идеалов и качеств, на протяжении веков служивших отличительной чертой наших соотечественниц.

В соответствии с темой этого специального выпуска, мы представляем несколько интересных и познавательных статей о жизни и поучениях Святой Матери, а также некоторые выдержки из писаний и воспоминаний о Святой Матери различных авторов, некоторые из которых были лично и близко знакомы с ней.

Оберегая дух бесценного национального наследия, переосмыслению и толкованию которого для настоящего и будущих поколений служила духовная личность Святой Матери, этот выпуск содержит также некоторое количество статей, написанных нашими учеными коллегами о роли женщин в разнообразных сферах национальной жизни, об их деятельности в разные эпохи нашей истории, от Ведической до современной.

Великое множество людей по всему миру хорошо знакомы с биографией и учениями Шри Рамакришны и Свами Вивекананды. Большинство из них только слышали или читали о Шри Сараде Деви, но не знают подробностей ее замечательной жизни в качестве духовной супруги Шри Рамакришны. Ее простая и скромная жизнь, хотя и проведенная большей частью в домашнем и сельском уединении, буквально пропитана очарованием и безмятежностью исключительной важности. С первого же взгляда заметно такое невыразимое спокойствие и такая беспримерная способность держаться в тени, что священная жизнь Шри Сарады Деви во всей своей красе и божественном сиянии бросает вызов любой попытке беглого и поверхностного анализа. Для многих, непостижимая глубина ее личности оставалась за пределами понимания, тогда как некоторым она милостиво открывала себя, с радостью приподнимая завесу, скрывавшую сверхъестественное величие ее внутреннего мира. Но по мере того, как идут годы и мир приходит ко все более глубокому осознанию значимости до сих пор малоизученной личности Святой Матери, каждый может заметить в ней, даже в первом приближении, очевидные признаки достоинства и величия всех добродетелей, которые так дорого ценятся в мире и могут быть смело причислены к сверхчеловеческим качествам.

Законы духовного мира сообразуются с какой-то собственной идеальной логикой, непостижимой и повергающей в недоумение даже людей глубоко сведущих. Родившись в Джайрамбати, крошечной деревушке округа Банкура, в Западной Бенгалии, маленькая Сарадамани демонстрировала необычный образ мышления и действий, — в большей степени божественный, чем мирской. У ее любящих родителей, набожных и честных, хотя и бедных Рамачандры Мукерджи и Шьямасундари Деви, было светлое видение, что этот их первенец – ни что иное, как божественная сущность, сошедшая благословить их дом, а, возможно, и всю землю. Всегда скромная в своих привычках, Сарадамани провела детство спокойно, получив простое, но основательное домашнее образование по обыкновению тех времен. Близко знавшие ее не могли не отметить тот факт, что она была одаренным ребенком со способностью мгновенно усваивать азы формирования личности и культурного развития даже в той незатейливой деревенской среде, где она воспитывалась. Ее будущее духовное совершенство находило разнообразные проявления еще в то время, когда она была девочкой. Так, ее часто видели погруженной в глубокое размышление; свою необыкновенную любовь и сострадание к нуждающимся она проявляла с материнской заботой. Хоть и не получив достойного «книжного» образования, она превзошла многих в тех самых глубинных основах культуры, которые формируют цели и ценность образования.

Пятилетней девочкой обрученная с Шри Рамакришной, чья родная деревня Камарпукур была расположена всего в четырех милях от ее деревни, Сарада Деви росла сама по себе в спокойной и естественной обстановке, неиспорченной светскими ухищрениями, присущими городу. В этом также усматривается рука судьбы. Когда искали достойную невесту для Шри Рамакришны, он сам объявил, что Сарада Деви отмечена как его будущая жена.

После бракосочетания, когда она плавно вошла в пору девичества, Шри Рамакришна перевез ее к себе, в свою родную деревню, и, обратив на нее всю свою целомудренную любовь, обучал Сараду многим важным вещам – как мирским, так и духовным. Уже тогда было очевидно, что Рамакришна начинал готовить ее к той миссии и назначению, выполнение которых, он ждал от нее в будущем. Сарада же, благодаря свойственной ей интуиции, полностью осознала то, чего ожидал от нее ее божественный супруг. С искренней преданностью ему, как своему высшему наставнику, она, подобно послушной глине, охотно подчинялась его мудрым рукам. От Шри Рамакришны, который к тому времени уже немало прошел по пути духовных исканий, она получала и бережно хранила знания о божественном предназначении жизни, и с каждым разом все сильнее и сильнее чувствовала притяжение к его пути божественного нежели к любым другим заурядным радостям мирской жизни.

В пору поздней юности она оставила свой деревенский дом и поселилась с Шри Рамакришной в Дакшинесваре. Несмотря на долгие годы разлуки, о таком радушье и льющейся через край любви, с которыми встретил ее Рамакришна, она и не мечтала. Последующая история жизни похожа на чудо. Хоть и пребывая постоянно в состоянии божественного опьянения, Шри Рамакришна ни на миг не оставлял свою дорогую супругу, предпочитавшую всегда быть подле него, для чего б она ни понадобилась своему высокочтимому учителю. Странно сказать, любящий муж, не допуская и мысли о том, чтобы отвергнуть ее, признавал ее права как жены и даже позволял делить с ним ложе на протяжении около восьми месяцев. Но каждая ночь приносила ей все новые откровения чистоты и возвышенности Шри Рамакришны, когда она собственными глазами видела, насколько непривязанным к физическому окружению он оставался и как часто он впадал в божественный экстаз, совершенно забывая о присутствии молодой жены. Ее дух был не менее чистым. Потому что никто из них ни на мгновение не поддался даже малейшему намеку на вожделение. Да и о какой похоти тут можно говорить! Пока Шри Рамакришна часами пребывал в блаженстве Самадхи, Святая Мать ночь за ночью проводила в бодрствовании, наблюдая и учась от переменчивых состояний своего праведного супруга.

Изучая супружескую жизнь Шри Рамакришны и Святой Матери умом, свободным от телесных страстей, не можешь не испытать благоговения перед таким возвышенным и беспрецедентным примером, восклицая, «Какой контраст с жизнью обычной пары!» Говоря «беспрецедентный», мы должны пояснить, что неизвестен ни один учитель в мире калибра Шри Рамакришны, подававший такой безупречный пример счастливого брака и целомудренного воздержания, живя с супругой в гармонии, нежности и сдержанности. Позже, через свое безошибочное мистическое постижение, придя к признанию Божественной Шакти, обитающей в Святой Матери, Шри Рамакришна успешно завершил свои Садханы, сделав официальное поклонение Сараде Деви как Божественной Матери, следуя ритуалам Тантрической церемонии под названием Шодаши Пуджа. Кульминацией долгих последовательных духовных практик Рамакришны стало его признание присутствия Божественной Шакти, скрытого в его жене, после чего он посвятил себя заботам о Матери всего сущего, воплотившейся в живом символе – Сараде Деви. Он простерся ниц перед ней, произнося установленные приветствия. Такое поклонение мужа жене было в прошлом неизвестно. Такое почитание учителем ученика не имеет аналогов в истории человечества.

В то время как Шри Рамакришна всячески испытывал себя в отношении к Сараде Деви, и каждый раз проходил сквозь эти испытания непобежденным, реакция Святой Матери на принятую им по отношению к ней позицию была поразительной, но это и неудивительно. Она ничем не уступала своему божественному супругу в духовных исканиях. Сказать, что она с готовностью отбросила все мысли о чувственных удовольствиях, обычных для семейной жизни, означало бы предположение, что, возможно, они у нее изначально были. Но, зная о ее божественном происхождении и цели ее духовной миссии в контексте огромного вклада Шри Рамакришны для современного мира, мы едва ли можем представить себе, чтобы та, кто была зримым воплощением Богини — Матери всего сущего, допускала хотя бы малейшие мысли о телесном. Это подтверждается и тем фактом, что за тринадцать лет – или около того – духовных практик под руководством Шри Рамакришны в Дакшинесваре, она сделала стремительный взлет и достигла блаженной вершины самопознания.

Из всего, что нам известно о том чудесном периоде их удивительных взаимоотношений Гуру и ученика, становится понятным одно, а именно — Шри Рамакришна определенно готовил ее к будущей роли своего духовного преемника. Он не довольствовался, сделав ее идеальной женой. Она должна была остаться после него, являясь примером его великого самоотречения и терпимости. Она должна была стать венцом усилий Шри Рамакришны в создании совершенной индийской женщины. В ней должна была проявиться не имевшая себе равных материнская любовь. Имея четкую конечную цель, Шри Рамакришна своим почтением, поклонением и даже прямыми воззваниями к ее божественности старался пробудить в подсознании Сарады Деви весь ее потенциал. Он делился с ней духовной и мирской мудростью, начиная с мелочей семейной жизни, и вплоть до высот Самадхи и познания Брахмана. Святая Мать, со своей стороны, мгновенно понимала своего Учителя, принимая участие в его миссии.

О Святой Матери Шри Рамакришна говорил: «Она (Святая Мать) – Сарада, Сарасвати, она пришла передать знание. В этот раз она сошла, тщательно скрыв свою красоту, дабы нечистые люди не заслужили себе горя, взирая на нее с нечистыми помыслами». Еще он говорил: «Она – передающая знания; она полна редчайшей мудрости. Разве она простых кровей? Она — моя Шакти (Сила)».

Однажды, это было время аскез Рамакришны, ему было видение Ситы. Он заметил на ней особой формы браслеты. Позже он заказал такие же специально для Святой Матери и, говоря о них, с юмором заметил: «Вот наши с ней отношения».

Учитель также никогда не упускал возможности отметить внутреннюю непорочность и духовную возвышенность скрытые в Святой Матери. В шутку он как-то сказал о ней: «Она кошка, покрытая золой». Как кошка, вымазавшись в золе, скрывает свой истинный цвет от людей, так и достоинства и величие Святой Матери остаются невидимыми смертным оком под покровом скромности, смирения и приверженности древним традициям. Свидетельства самой Матери подтверждают и то, что Шри Рамакришна знал, что ей придется продолжать его духовное пастырство, и то, что он сам поручил ей это. Спустя долгое время, когда один из ее учеников спросил ее, «Матушка, другие Инкарнации оставили свои тела вслед за супругами и отошли. Но почему же Учитель опередил тебя в этот раз?», Святая Мать ответила: «Мальчик мой, ты должен запомнить, что Учитель смотрел на все в этом мире как на Мать. Он оставил меня, чтобы проявить это материнство перед всеми». В другой раз она сказала: «Когда Учитель ушел, я также хотела уйти. Но он появился и сказал: «Нет, ты оставайся; еще многое не сделано». Позже я поняла, что, и правда, многое еще надлежит сделать».

Застенчивая и скромная по своей природе, далекая от того, чтобы гордиться своими духовными достижениями или тем, что она — спутница жизни такого великого святого, как Шри Рамакришна, Святая Мать сохраняла спокойствие и простодушие. Но опытный наставник, который уверенно вел ее вверх по уступам духовного самоосознания, не упускал возможности показать ее миру. Шри Рамакришна ничуть не заблуждался насчет того, что вряд ли погруженное в чувственность светское общество способно оценить, а тем более – понять такую безупречно чистую личность, как Святая Мать.

Однако для него важно было проявить святость, равно как материнские и наставнические качества, той, кто вскоре станет утешителем, наставником и вдохновителем бесчисленного количества людей.

Шри Рамакришна укреплял в ней силу духовного наставничества, обучая ее различным Мантрам, в которые он заново вдохнул жизнь. Подробно рассматривал все виды инициаций и ступени духовной жизни, каждой из которых соответствуют свои Мантры. По мере приближения последних дней Учителя, назначение Святой Матери в качестве его духовного преемника становилось все более очевидным. «Что же, дорогая, — произнес он слегка обиженно, но с любовью, — Неужели ты ничего не сделаешь? Неужели это (указывая на свое тело) должно все делать само?» Мать, чувствуя свою беспомощность, ответила: «Я женщина. Что я могу?» Учитель быстро поправил ее: «Нет, нет, тебе многое предстоит сделать».

Шри Рамакришна ушел 16 августа 1886. Святой Матери тогда было тридцать три года. С этого момента, оставшись одна, жизнь ее потекла в другом направлении. Учителя, служению которому она отдала всю себя, без остатка, более не существовало во плоти. Но его духовное и божественное присутствие служило ей мощнейшим вдохновением и неизменной реальностью. В видениях и экстатических трансах он снова и снова утешал ее и уверял, что не покинул ее, но «просто перешел из одной комнаты (земного существования) в другую (к божественному первоначалу)». А потому, ей не следовало ни скорбеть об утрате, ни одеваться или вести себя так, как это было принято для вдов в индийском обществе. В течение, почти, тридцати четырех лет после ухода Учителя, Святая Мать была духовным наставником для тысяч, искренне ищущих Бога. Она жила тихой, как и прежде, жизнью, то в Калькутте, то неподалеку от нее на протяжении чуть более двадцати лет, вплоть до своего ухода. В период своего духовного наставничества Святая Мать совершила паломничество по святым местам Северной и Южной Индии.

Проходили годы, приближался конец (о котором знала только она одна), но Мать видели всегда любящей, полной милосердия и сострадания. Вокруг нее собирались последователи и ученики – женщины в не меньшем количестве, чем мужчины – из близких и далеких мест. Для Саньясинов Ордена Рамакришны она была самая любящая Святая Мать (или Шри Шри Ма), и ее указующая десница, полная надежды и благословения, угадывалась за беспрепятственным и успешным распространением духовной и гуманитарной деятельности Матха и Миссии Рамакришны. 21 июля 1920г. Святая Мать покинула физический мир, оставив после себя истинный пример совершенной женщины, достойный подражания женщин по всему миру. В частности, для женщин Индии жизнь Святой Матери представляет собой наиболее яркий и почитаемый пример Жены и Матери.

Подтверждая имя Святой Матери, которым ее почтительно нарекли и называли, обращаясь к ней, как миряне, так и Саньясины, преобладавшей чертой ее характера, затмевающей все остальные, была материнская любовь и забота. Все, кому приходилось с ней сталкиваться, включая таких выдающихся личностей, как Свами Вивекананда и Сестра Ниведита, были глубоко поражены ее материнской любовью, которая, по их ощущениям, во много раз превосходила любовь их родных матерей. Ее готовность помочь всем, в независимости от касты, вероисповедания, цвета кожи, безотносительно к их заслугам и добродетелям, впечатляла более всего. Она была воплощением кротости и источником благодати, и ее простые слова проникали в самое сердце слушающих, даруя им успокоение и умиротворение. Удивительные отношения на равных с женщинами-ученицами с Запада едва поддаются описанию. В то время, когда социальные и кастовые предрассудки жестко регулировали отношения в обществе, Святая Мать, без малейшего намека на неравенство, свободно общалась со всеми. Как и у Шри Рамакришны, ее терпимость и великодушие распространялись одинаково на всех, будь то человек из «низшей» касты, носитель другой веры или чужеземец.

Священное наследие великих и совершенных женщин Индии древнего и нынешнего времени нашли свое истинное выражение и проявление в жизни Святой Матери. Этот неподражаемый и благороднейший пример Шри Сарады Деви – Святой Матери – должен постоянно быть на вооружении растущего поколения. В нем можно найти деятельное воплощение всех основных признаков живого откровения, таких как: чувство собственного достоинства, свободу и силу воли, — так нужных женщине как настоящего, так и будущего. Жизнь и учения Святой Матери содержат в себе все необходимое для того, что бы привести к гармонии отношения между мужчиной и женщиной, а также для того, чтоб сделать более плодотворными и менее беспомощными стремления современных женщин к пробуждению и равенству. Мать указала женщинам путь к семейному миру, самореализации к культурному и духовному совершенствованию при минимальном противостоянии или вовсе безо всякого конфликта с мужчинами. Мужчина или женщина, сознательно, бескорыстно и целенаправленно выполняющие свои обязанности, достигают всего желаемого ныне и впредь. Это важнейшее послание к человечеству было возвещено пришествием Шри Рамакришны и Святой Матери.

Сильная сторона Индии – в ее духовности. Потому индийская женщина изначально является хранительницей духовных ценностей своего отечества. Стоя на вершине духовного просветления, женщины Индии могут добиться свободы, равенства и братства в соответствии с Индийским пониманием этих демократических принципов. Желая развития и благополучия индийских женщин, мы смиренно призываем их изучить удивительную жизнь Шри Сарады Деви. Ибо, как уже было сказано, Сарада Деви — венец усилий Шри Рамакришны, совершенный образец проявления женских добродетелей, привносящий в наш век все благотворное из наследия вековой мудрости родины и в то же время воплощающий разумные стремления современных женщин всего мира.

Перевод Марии Демянчук

rkmСвятая Мать — Шри Сарада Деви